Мы используем файлы cookie на этом сайте для улучшения работы
OK
Интервью с Ольгой Семеновой, директором Департамента программ государственного управления Московской школы управления СКОЛКОВО.
В программе «Муравьев-Амурский 2030» Ольга курирует трек персонального развития.
18.06.2022

Ольга, что такое «хакинг компетенций» и как родилось это понятие?
Плотно занимаясь обучением и развитием топ-менеджеров в корпоративном и государственном секторах, мы с Романом Кукшиновым, моим коллегой и соратником, много работали с так называемыми бизнес-кейсами, описывающими решение различных сложных управленческих задач. Это довольно распространенный метод обучения на чужом опыте. Только проблема была в том, что опыт, как таковой, там никак не вскрывался. Было много информации об исходных условиях, о решении проблемы, о полученных результатах, но о самом главном: каким образом герой кейса искал и разрабатывал это решение – ни слова! А ведь в самом процессе поиска и находится ядро нашего профессионального опыта. Именно на эти действия и инструменты мы опираемся при движении вперед. Иногда они же могут служить и ограничителями, когда мы сталкиваемся с задачами, значительно превышающими наши текущие возможности.

Думая над этим, мы решили провести исследование, проинтервьюировав множество управленцев высшего звена из государственного и корпоративного секторов. Нашей задачей было восстановить цепочку событий, происходивших с ними, когда они принимали те или иные важные решения. Анализ этих событий стал непростой задачей для управленцев – слишком многое было забыто, так как считалось неважным. Вместе с этим удалось прийти к ряду любопытных выводов:

• практически каждая серьезная деятельность (профессия, должность и т.п.) позволяет накопить набор способов действия, которые мы используем в дальнейшем при работе со схожими проблемами;

• эти действия, доведенные до автоматизма, перестают нами замечаться и переходят в разряд «профессиональной интуиции» - довольно опасного заблуждения управленцев о собственном способе принятия решений. Все просто – любое автоматическое действие сложно контролировать и в результате приходится сталкиваться с ситуацией, когда эти действия не позволяют нам решить проблему в привычном режиме, а понять, что же не сработало, не представляется возможным;

• таким образом, ловушка захлопывается – человек упорно продолжает пытаться решить задачу и не понимает, что не так: раньше же получалось! Судорожно выбирает и посещает множество курсов и обучающих программ, а результата нет. Он по-прежнему не может справиться с проблемой большего, чем раньше масштаба. Так и ломаются карьеры и замедляется профессиональный рост. А ведь эту задачку можно решить, прекратив погоню за чужими знаниями и «взломав» собственный уникальный опыт.

Опираясь на эти выводы, мы разработали специальную методику «взламывания» опыта (назвав его «хакинг компетенций»), позволяющую управленцу достаточно глубоко отрефлексировать свои основные (мы называем их опорными) действия в тех или иных ситуациях развития и определить инструменты, которые за этими действиями стоят.

Это понимание дает возможность определить свои опорные компетенции, т.е. за счет чего ранее мы решали проблемы, а также понять, где лежат границы их применения или когда на них уже нельзя будет опереться в решении задач большего масштаба и сложности.

Такое знание дает нам возможность заранее подготовить себя к выходу на новый уровень деятельности, так как дает инструменты «пересборки» себя под новые масштабы, а также позволяет содержательно делиться своим опытом с другими (например, со своей командой).
Всем ли нужен хакинг компетенций? Кому в первую очередь будет полезно применение этой технологии?
Вообще, глубокая рефлексия своей деятельности – весьма полезная привычка, позволяющая нам быстрее и эффективнее работать с новыми задачами. А если она подкреплена вполне конкретной методикой, то ваше развитие и рост будут протекать заметно быстрее, чем у окружающих, не желающих загружать свой мозг дополнительной работой.

Тут ведь как: к любому знанию надо быть готовым. Особенно, если это знание касается вас самих. Не всегда люди с радостью воспринимают понимание того, как они устроены. Иногда приятнее и спокойнее находиться в плену собственных иллюзий, надеясь, что события будут развиваться плавно и прогнозируемо, не требуя от нас экстра-усилий. А значит, и не надо будет себя как-то резко трансформировать.

Но если последние мои тезисы не про вас, и вы сознательно ставите перед собой цель управлять своим развитием, то хакинг компетенций должен стать вашим базовым инструментом по структурированию собственного опыта и аудиту имеющихся компетенций. Причем, не на разовой основе, а сделав этот подход своей привычкой. Тогда «ловушка развития» вам не грозит, а новые масштабы решаемых задач будут приносить удовольствие от получаемых результатов.
Если говорить о программе «Муравьев - Амурский 2030», курсанты уже находятся в ловушке развития? Они же еще не стали чиновниками и не достигли «потолка», зачем им хакинг?
В ловушку развития можно попасть в любой момент своей карьеры. Надо всего лишь с упорством «по накатанной» решать поставленные задачи, не заботясь о том, чтобы рефлексировать свои действия. Тогда практически со 100% гарантией вы в нее упретесь и там застрянете.

Что касается курсантов, то чем раньше они приобретут привычку саморефлексии и научатся высматривать и перенимать полезный для себя опыт у других людей, а также делиться своим, тем быстрее будет идти их развитие. А значит, их готовность решать нестандартные управленческие задачи будет, в среднем, выше, чем у тех, кому не посчастливилось попасть на программу «Муравьев-Амурский 2030».
Сколько времени занимает сам процесс хакинга, что происходит с человеком в это время, и как понять, что результат есть?
Хакинг компетенций может проходить как в формате индивидуальных, так и групповых сессий. Важно пройти цепочку содержательных действий:
• определение и анализ в собственном опыте ситуаций развития;
• выявление компетенций, на которые вы опирались при прохождении этих ситуаций;
• анализ этих компетенций;
• выявление границ их применимости;
• разработка способов развития опорных компетенций и их передачи.
Наличие результата можно определить по готовности к передаче своих компетенций. Ведь как известно, лучший способ разобраться самому в предмете – это начать его преподавать.
Какие особенные опыт и навыки необходимы для перехода на другой уровень? И у всех ли они есть?
В нашей практике был ряд случаев, когда хакинг компетенций, что называется, не заходил. Эти случаи можно разделить на три типа:
• человек находился в состоянии цейтнота и эмоционального истощения. Хакинг требует достаточно много интеллектуальных и моральных ресурсов для прохождения всех этапов. Если человек в моменте ими не располагает, то лучше не начинать;
• человек пока что не столкнулся с границами собственных компетенций и уверен, что лучше следовать старому инженерному правилу: «работает – не лезь!»;
• человек оказался не готов к пониманию того, как устроена его «опорная машинерия» и не смог воспользоваться полученным знанием.
Что удалось выявить у курсантов программе благодаря вашей технологии? На что им обратить внимание в первую очередь?
Пока что рано говорить о конкретных результатах – мы еще в начале пути и самые интересные открытия впереди. Хочется отметить вовлеченность курсантов в работу с собственным опытом. Их открытость и неформальный подход во многом облегчают нашу задачу по формированию карты компетенций первого потока программы. Эта карта станет живым инструментом по обмену опорными способностями между курсантами для ускоренного их развития в дальнейшем, уже после выпуска из «Муравьев-Амурский 2030».
Годовая образовательная программа в реальных проектах с последующим трудоустройством в регионах Дальнего Востока и Арктики
© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», НКО «Фонд развития социальных инициатив»
2022
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Связаться с нами