Мы используем файлы cookie на этом сайте для улучшения работы
OK
Интервью с руководителем второго модуля программы «Муравьев-Амурский 2030», директором Института общественных стратегий Школы управления СКОЛКОВО, вице-президентом Федерации альпинизма РФ Андреем Волковым.
14.06.2022

  • Андрей Евгеньевич, 15 лет назад вы с коллегами конструировали МШУ «Сколково». Что изменилось за эти годы на рынке образования? Каковы его особенности сейчас?
    Если мы говорим об управленческом образовании, а именно эта сфера работы МШУ «Сколково», то рынок «повзрослел» в 2 раза. Так как, собственно, всей истории управленческого или бизнес образования всего-то 30 лет в нашей стране. И если 15 лет назад основным был спрос на «бизнес-грамотность», то сейчас требования аудитории управленцев качественно изменились. Тем, кто готов инвестировать время и средства в обновления себя нужны:
    ⁃ экспертиза мирового уровня;
    ⁃ взаимодействие с себе подобными, а не просто слушание лекций;
    ⁃ рост личных компетенций в способности вести сложную коммуникацию;
    ⁃ социальные, психологические и философские концепты, помогающие понять контекст происходящих изменений.
  • Андрей Евгеньевич, ваша методика сочетает в себе как физический, так и интеллектуальный режимы работы. В чем ее сильные стороны. Как она меняет взгляд человека на проблемы и пути их решения?
    Психофизические практики, которые мы употребляем в наших программах и модулях, например простые альпинистские восхождения, предназначены для понимания себя как искусственно организованного объекта, что потом рефлексивно переносится на управленческие интеллектуальные технологии: сценирование, проектирование, моделирование, планирование и другие. Они не являются обязательными, но с педагогической точки зрения позволяют кратно ускорять процесс работы в проблемно-ориентированном проектировании, так называемый метод Сколково. Это не является эксклюзивной технологией только нашей Школы, но, поскольку требует высокой экспертизы в области «экстрима» и безопасности, то крайне редко это можно встретить в стандартной управленческой подготовке.
  • Какие задачи вы ставите себе и курсантам на прохождение модуля?
    Так как вся большая программа направлена на подготовку нового управленческого корпуса для развития Дальнего Востока, то задача этого модуля – освоение специфических интеллектуальных техник в разработке проектов. А именно: схематизация, позиционирование, выделение проблем, моделирование и объективация. Подчеркну, все это осмысленно и практично, только если участники реально вовлечены в процессы стратегического проектирования.
  • На модуле планируется использовать несколько инструментов: метод критической коммуникации, ряд когнитивных техник: понимание, схематизация, рефлексия, коммуникация, конструктивная критика. В чем их особенности?
    Указанные вами «когнитивные техники», с одной стороны, нужны, если стоят действительно проблемные задачи, а не задачи которые уже кем-то когда-то решены. А вторая особенность в том, что эти компетенции нельзя освоить по книжкам. Они требуют особой атмосферы соединения разных предметных знаний и специально организованной критической коммуникации. И вообще говоря, по моему опыту, участия в таких работах, требуют недюжинных психо-эмоциональных усилий. Иначе мышление не случается.
  • Важной частью физической работы на модуле станет восхождение. Как этот опыт трансформирует участников?
    Помимо указанной выше рефлексии своего опыта «преодоления», побочным, но важным эффектом, является понимание того, кто с тобой рядом. Другими словами, это позволяет всем участникам понимать, на кого они смогут положиться в трудном взаимодействии.
  • Место проведения нашего модуля - Камчатка, что вас связывает с этим регионом?
    Я больше 15 лет ежегодно посещаю этот уникальный край. Он несомненно красив и вулканами и океаном, с одной стороны, а с другой стороны позволяет воочию оценить и масштаб, и одновременную хрупкость природы. Школа управления СКОЛКОВО около 10 лет проводит здесь свои модули и популярность их не ослабевает.
  • Если кто-то из курсантов не сможет преодолеть себя в камчатском модуле, говорит ли это о его несостоятельности как будущего управленца?
    Конечно нет. Это всего лишь педагогический приём или технология. Более того, мы проектируем модуль так, чтобы каждый смог проявить свой текущий уровень и попробовать свои ограничения и пределы. Мы планируем их так, чтобы не переходить грань невозможного и небезопасного.
Годовая образовательная программа в реальных проектах с последующим трудоустройством в регионах Дальнего Востока и Арктики
© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», НКО «Фонд развития социальных инициатив»
2022
Cформулируйте Ваш запрос. Оставьте контактные данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Связаться с нами