Мы используем файлы cookie на этом сайте для улучшения работы
OK
Интервью с руководителем второго модуля программы «Муравьев-Амурский 2030», директором Института общественных стратегий Школы управления СКОЛКОВО, вице-президентом Федерации альпинизма РФ Андреем Волковым.
14.06.2022

Андрей Евгеньевич, 15 лет назад вы с коллегами конструировали МШУ «Сколково». Что изменилось за эти годы на рынке образования? Каковы его особенности сейчас?
Если мы говорим об управленческом образовании, а именно эта сфера работы МШУ «Сколково», то рынок «повзрослел» в 2 раза. Так как, собственно, всей истории управленческого или бизнес образования всего-то 30 лет в нашей стране. И если 15 лет назад основным был спрос на «бизнес-грамотность», то сейчас требования аудитории управленцев качественно изменились. Тем, кто готов инвестировать время и средства в обновления себя нужны:
⁃ экспертиза мирового уровня;
⁃ взаимодействие с себе подобными, а не просто слушание лекций;
⁃ рост личных компетенций в способности вести сложную коммуникацию;
⁃ социальные, психологические и философские концепты, помогающие понять контекст происходящих изменений.
Андрей Евгеньевич, ваша методика сочетает в себе как физический, так и интеллектуальный режимы работы. В чем ее сильные стороны. Как она меняет взгляд человека на проблемы и пути их решения?
Психофизические практики, которые мы употребляем в наших программах и модулях, например простые альпинистские восхождения, предназначены для понимания себя как искусственно организованного объекта, что потом рефлексивно переносится на управленческие интеллектуальные технологии: сценирование, проектирование, моделирование, планирование и другие. Они не являются обязательными, но с педагогической точки зрения позволяют кратно ускорять процесс работы в проблемно-ориентированном проектировании, так называемый метод Сколково. Это не является эксклюзивной технологией только нашей Школы, но, поскольку требует высокой экспертизы в области «экстрима» и безопасности, то крайне редко это можно встретить в стандартной управленческой подготовке.
Какие задачи вы ставите себе и курсантам на прохождение модуля?
Так как вся большая программа направлена на подготовку нового управленческого корпуса для развития Дальнего Востока, то задача этого модуля – освоение специфических интеллектуальных техник в разработке проектов. А именно: схематизация, позиционирование, выделение проблем, моделирование и объективация. Подчеркну, все это осмысленно и практично, только если участники реально вовлечены в процессы стратегического проектирования.
На модуле планируется использовать несколько инструментов: метод критической коммуникации, ряд когнитивных техник: понимание, схематизация, рефлексия, коммуникация, конструктивная критика. В чем их особенности?
Указанные вами «когнитивные техники», с одной стороны, нужны, если стоят действительно проблемные задачи, а не задачи которые уже кем-то когда-то решены. А вторая особенность в том, что эти компетенции нельзя освоить по книжкам. Они требуют особой атмосферы соединения разных предметных знаний и специально организованной критической коммуникации. И вообще говоря, по моему опыту, участия в таких работах, требуют недюжинных психо-эмоциональных усилий. Иначе мышление не случается.
Важной частью физической работы на модуле станет восхождение. Как этот опыт трансформирует участников?
Помимо указанной выше рефлексии своего опыта «преодоления», побочным, но важным эффектом, является понимание того, кто с тобой рядом. Другими словами, это позволяет всем участникам понимать, на кого они смогут положиться в трудном взаимодействии.
Место проведения нашего модуля - Камчатка, что вас связывает с этим регионом?
Я больше 15 лет ежегодно посещаю этот уникальный край. Он несомненно красив и вулканами и океаном, с одной стороны, а с другой стороны позволяет воочию оценить и масштаб, и одновременную хрупкость природы. Школа управления СКОЛКОВО около 10 лет проводит здесь свои модули и популярность их не ослабевает.
Если кто-то из курсантов не сможет преодолеть себя в камчатском модуле, говорит ли это о его несостоятельности как будущего управленца?
Конечно нет. Это всего лишь педагогический приём или технология. Более того, мы проектируем модуль так, чтобы каждый смог проявить свой текущий уровень и попробовать свои ограничения и пределы. Мы планируем их так, чтобы не переходить грань невозможного и небезопасного.
Годовая образовательная программа в реальных проектах с последующим трудоустройством в регионах Дальнего Востока и Арктики
© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», НКО «Фонд развития социальных инициатив»
2022
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Связаться с нами