Светлана Исаева, директор центра «Маркетинг» Московского авиационного института, кандидат экономических наук, эксперт отраслевого трека программы и развитии авиационной промышленности
20.12.2024

Какое место российский авиапром среди мировых конкурентов?
Согласно общепринятому мнению, Российская Федерация на протяжении многих лет удерживает вторую позицию в мировой иерархии производителей военной авиационной техники.

Какие наиболее значимые модели гражданских и военных самолётов были разработаны нашей стране?
На протяжении истории Советского Союза и Российской Федерации был создан ряд высокоэффективных образцов авиационной техники, эксплуатация которых продолжается как на внутреннем, так и на международном рынках. Среди них следует выделить такие модели гражданского назначения, как Ил-62, Ил-86, Ту-154, а также более современные разработки, например, Сухой Суперджет-100. В сфере военной авиации особое внимание заслуживают модели типа Су-27, Су-35 и МиГ-29.

Можно ли ожидать появления новых моделей гражданских самолётов? Какими будут их характеристики?
Безусловно, можно. Отечественные производители активно занимаются разработкой воздушных судов малой размерности, ориентированных на эксплуатацию на региональных маршрутах. Так, Уральский завод гражданской авиации ведёт работы по созданию ряда моделей воздушного транспорта, рассчитанных на перевозку от 9 до 50 пассажиров, которые заменят устаревающие образцы, используемые в настоящее время.

Российская авиационной техника по-прежнему востребована на мировом рынке, чем это обусловлено?
Считаю, что спрос на ту или иную продукцию обусловлен наличием у неё ключевых конкурентных преимуществ. Российские воздушные суда характеризуются высокими показателями качества и надёжностью технических решений, что обеспечивает им устойчивый интерес как на национальном, так и на зарубежном рынках.

Важное направление авипрома – развитие беспилотных летательных аппаратов. На что стоить обратить внимание в этой сфере в первую очередь?
Учитывая динамичное расширение сектора БПЛА, многие отечественные компании начали реализацию проектов по созданию малогабаритных дронов. Авиационная промышленность также вовлечена в этот процесс. Примером могут служить компании "Кронштадт", холдинг "Вертолёты России" и ПАО "Объединённая авиастроительная корпорация", которые ведут разработку тяжёлых беспилотных комплексов для решения различных задач в военных и гражданских областях.

В продолжении темы инноваций. Применяются ли в современном авиастроении инновационные материалы и технологические подходы? Если да, то какие?
Несомненно, в процессе конструирования авиационной техники используются самые передовые материалы и методы, разрабатываемые ведущими научно-исследовательскими институтами. Эти достижения имеют решающее значение для повышения эксплуатационных характеристик воздушных судов. Например, при проектировании самолёта МС-21 перед инженерами стояла задача создать композитное крыло увеличенного удлинения без дополнительного утяжеления конструкции, что критично для улучшения топливной экономичности. Применение инновационных материалов позволило достичь этой цели.

Каково положение авиационной промышленности на Дальнем Востоке? С какими вызовами сталкиваются предприятия данного региона?
Лидирующие позиции в регионе занимает Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Как и любое предприятие, занимающееся производством высокотехнологичной продукции, завод вынужден оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и предлагать изделия, соответствующие запросам заказчиков. Основной проблемой, на мой взгляд, остаётся прогнозирование эволюции потребностей конечного потребителя.
Годовая образовательная программа в реальных проектах с последующим трудоустройством в регионах Дальнего Востока
© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», НКО «Фонд развития социальных инициатив» 2022-2025.
Связаться с нами
Cформулируйте Ваш запрос. Оставьте контактные данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.