11.12.2024
Помимо навыков госуправления курсанты нашей программы системно осваивают ключевые отрасли, развитие которых является основой развития экономики региона. Одной из таких отраслей являются высокие технологии. В частности, освоение космического пространства. Приглашенный эксперт Алексей Сергеевич Кокорев – специалист в области подготовки инженерных и технических кадров. Вся его профессиональная карьера связана с развитием и совершенствованием систем обучения и повышения квалификации сотрудников этой сфере. Имеет опыт сотрудничества с крупнейшими международными корпорациями.
В своем интервью Алексей Сергеевич фокусируется на прогрессе в сфере освоения космического пространства. Анализирует ключевые достижения государства в данной области и делится мнением о дальнейших перспективах развития. Особое место отводится значению регионам ДФО, особенно космодрому Восточный, в формировании будущего отечественной космонавтики.
Какими факторами обусловлена ведущая роль России в мировой космонавтике?
Во-первых, страна обладает широким спектром ракет-носителей собственного производства, таких как лёгкий "Рокот-М" и тяжёлая "Ангара-5". Эти ракеты способны выводить на различные орбиты полезную нагрузку различных весовых категорий.
Во-вторых, у России есть несколько космодромов для запуска ракет-носителей, включая современный космодром Восточный, который активно развивается и модернизируется.
В-третьих, отечественная промышленность производит широкий спектр полезной нагрузки, начиная от лёгких космических аппаратов и заканчивая тяжёлыми сегментами орбитальных станций. В настоящее время разрабатывается облик новой российской орбитальной космической станции.
Четвёртый важный момент заключается в том, что все эти направления развиваются благодаря собственным технологиям, что делает Россию менее зависимой от импорта.
Пятый аспект касается научных исследований в области дальнего и ближнего космоса. Эти исследования охватывают адаптацию живых организмов, включая человека, к условиям космических полётов, а также изучение солнечной системы.
Наконец, масштаб использования космической отрасли в решении задач государственных органов и ведомств тоже играет важную роль. Например, стратегия развития энергетики РФ предполагает использование данных спутникового зондирования Земли.
Однако существуют и проблемы, такие как необходимость завершения проекта отечественной навигационной системы ГЛОНАСС. На данный момент гражданская авиация в России вынуждена пользоваться иностранными системами навигации.
К каким инновациям стремится российская космическая индустрия?
Во-первых, это развитие системы персональной спутниковой связи и передачи данных. Во-вторых, создание орбитальной группировки спутниковой системы связи и телевещания.
В-третьих, создание космических аппаратов природно-ресурсного назначения и оперативного мониторинга районов чрезвычайных ситуаций, включая мониторинг земной поверхности.
Также важным направлением является разработка, модернизация и эксплуатация единой территориально распределённой информационной системы дистанционного зондирования Земли, а также расширение возможностей наземных комплексов приёма и обработки информации. Например, на Дальнем Востоке функционирует Дальневосточный центр ФГБУ «НИЦ «ПЛАНЕТА», который занимается приёмом и обработкой данных с российских и зарубежных спутников, обеспечивая Росгидромет и другие министерства и ведомства оперативной информацией космических съёмок и тематическими продуктами гидрометеорологического, природно-ресурсного и океанографического назначения.
Кроме того, среди приоритетов – создание космических средств для исследований в области космической биологии, а также для изучения объектов дальнего космоса, что помогает решать актуальные проблемы космологии, астрофизики и астрономии. Важным аспектом является и создание перспективных космических комплексов на основе ядерных энергетических установок.
Среди наиболее значимых инновационных технологий стоит отметить разработку и использование обитаемых трансформируемых модулей орбитального и напланетного назначения, способных защищать экипажи от радиации, метеоров и температурных колебаний.
Также важно упомянуть технологии создания и эксплуатации многоразовых ракет-носителей и разработки мощных плазменных двигателей.
Разработаны ли подходы к применению аддитивного производства для создания компонентов космических аппаратов?
Правильная формулировка вопроса: именно подходы к применению аддитивного производства. Технологии с использованием 3-D принтеров начинают активно использоваться в производстве ракетно-космической техники. Но справедливости ради нужно отметить, что это скорее опытное производство. Говорить об использовании таких технологий в серийном масштабе пока рано.
Направление чрезвычайно перспективное. Дело в том, что в ракетной технике идет борьба буквально за каждый килограмм полезной нагрузки. Именно здесь сосредоточение всех передовых технологий: «выжать» максимальный ресурс при эксплуатации космических аппаратов, добиться минимального веса средств выведения на орбиту, обеспечить максимальную эффективность двигательных установок, выдерживая, в том числе, защиту от чрезмерных тепловых нагрузок, и т.д.
Что касается создания компонентов космических аппаратов, то аддитивные технологии позволяют изготавливать детали сложной формы с высокой точностью и меньшими затратами. Использование этой технологии позволяет значительно снизить вес компонентов.
3D-печать также активно используется для быстрого прототипирования и тестирования новых конструкций. Это позволяет инженерам быстро проверять и оптимизировать дизайн деталей, сокращая время разработки и снижая риски. Благодаря возможности быстро производить прототипы, космические компании могут оперативно вносить изменения в конструкцию и улучшать функциональность своих аппаратов.
Одним из перспективных направлений является использование 3D-печати непосредственно в космосе. На Международной космической станции (МКС) уже установлены 3D-принтеры, которые позволяют производить инструменты, запчасти и другие необходимые объекты прямо на орбите. Это значительно снижает зависимость от поставок с Земли и повышает автономность космических миссий.
Интересна информация об уникальном работающем 3D принтере. Размеры и производительность говорят сами за себя. Привожу цитату:
«На заводе Rocket Lab в Мэриленде построен 3D-принтер высотой с четырехэтажный дом. Принтер будет печатать основные компоненты новой ракеты Neutron, включая 28-метровую межступенчатую секцию, 7-метровый бак первой ступени и 5-метровый бак второй ступени. Установка позволит сократить производственный цикл на сотни тысяч часов ручного труда.
Благодаря новому аппарату автоматизированной укладки волокон процесс создания ракет средней грузоподъёмности может занять всего 1 день. Аппарат представляет собой автономный 3D-принтер размером 12 м и весом 75 т, который укладывает углеродное волокно со скоростью 100 м/мин.».
Ближайшие задачи на пути развития аддитивных технологий заключаются в систематизации и стандартизации технологических процессов, включая создание базы данных и каталогов материалов, используемых для 3D-печати, а также в налаживании производства станков и оснастки и подготовке квалифицированных кадров.
Как отрасль представлена на Дальнем Востоке? Какие вызовы стоят перед предприятиями региона?
Что касается космической отрасли на Дальнем Востоке, то это прежде всего развитие космодрома Восточный. Причем Восточный – не только стартовые площадки, это будущий космический кластер: город Циолковский, аэропорт и сам космодром.
Космодром Восточный становится основной площадкой всей российской космической отрасли. И задачи, которые предстоит здесь решить, связаны со стратегией развития Дальнего Востока.
В этом году на Дальнем Востоке состоялся международный Восточный экономический форум под лозунгом «Дальний Восток — 2030. Объединим усилия, создавая возможности».
Были выделены десять приоритетов, которые определят жизнь Дальнего Востока до 2030 года.Среди них развитие транспортных коридоров и инвестиционного сотрудничества, цифровизация и технологическое лидерство в Арктике, подготовка кадров и рост туристического потенциала.
Необходимо обеспечить экономику кадрами. Нехватка специалистов является давней проблемой российского Дальнего Востока, которую собираются решить, как за счет создания новых учебных мест в регионе, так и с помощью привлечения молодых и талантливых специалистов из других частей страны.
Основной приоритет развития - создание современных рабочих мест и комфортных условий жизни.
Есть и интересное направление развития туризма на космодром Восточный. Многие ли из нас лично были свидетелями запуска космического аппарата? Можно подумать и об этом.