Интервью эксперта программы, декана факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС Ильи Шебуракова
10.03.2025

Илья, добрый день! Большое спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. Сегодня мы обсудим одну из самых актуальных тем — будущее государственной службы в России. В условиях стремительно меняющегося мира, цифровизации и новых вызовов, стоящих перед страной, роль государственных служащих становится как никогда важной. Как вы считаете, каким будет путь развития госслужбы в ближайшие годы? Какие ключевые изменения нас ждут, и как новое поколение кадров сможет повлиять на этот процесс? Давайте начнем с самого главного: как вы видите будущее государственной службы в России и какую роль в этом процессе будет играть молодежь? Какие изменения вы прогнозируете в ближайшие 5-10 лет?

Илья Шебураков:
Начну с последнего вопроса, потому что он действительно ключевой. Целеполагание всегда осуществляется сверху вниз, но еще важнее закладывать в него смыслы — то, что я называю смыслополаганием. Мы должны ответить на вопрос: каким мы хотим видеть будущее госслужбы и в чем смысл именно такого будущего для самой госслужбы, для страны и, конечно, для её граждан.

В прошлом году мы отметили 20 лет реформы госслужбы, которая имела свои успехи, но главные задачи, связанные с повышением эффективности, так и не были решены. И это предстоит сделать в ближайшие годы. Лично я уверен, что за ближайшие 10 лет мы должны построить самую сильную госслужбу в мире.

Мы видим, что геополитическая обстановка в мире требует от России и её системы государственного управления нового качественного состояния. Если мы хотим победить в условиях противостояния с коллективным Западом, нам нужно продолжать строить систему государственного управления, которая будет сильнее, чем у наших геополитических противников, и которая будет привлекательной для нейтральных стран и наших друзей.

А какую роль в этом процессе играют сами госслужащие? Какими качествами они должны обладать?

Государственному управлению нужны вовлеченные и суперпрофессиональные специалисты. Какими качествами они должны обладать? Я могу ответственно утверждать, что главное качество, обеспечивающее управленческий успех, — это сильная «голова». Руководитель — это человек, который принимает решения. Качественные решения можно принимать, только если руководитель обладает необходимыми экспертными качествами. Требования к руководителю, как к эксперту, будут только возрастать.

Вторая группа качеств — это качества сильного организатора, человека, который может выстроить процессы и умело управлять людьми. Для этого необходимо изучать практики менеджмента и применять их.

Наконец, третья группа качеств — это качества настоящего лидера, который может не просто мотивировать, а именно вдохновлять других людей на достижение амбициозных целей.

А какие ключевые качества, на ваш взгляд, должны присутствовать именно у молодых специалистов, планирующих работать в государственной службе?

Очень важно иметь собственную внутреннюю мотивацию. Источником такой мотивации для госслужащих часто являются здоровые амбиции, связанные с позитивным влиянием на развитие своего региона, отрасли или даже страны в целом.

Какие компетенции, по Вашему мнению, помогут государственным служащим успешно справляться с вызовами и задачами, стоящими перед государственной службой?

Необходимо развивать навыки регулярного менеджмента, умение оптимизировать процессы, внедрять "бережливое управление", осваивать управление проектами, работу в командах. Крайне важны навыки межличностного и социального влияния, объединения вокруг себя группы единомышленников, способность проявлять необходимую настойчивость и умение держать цель.

Если мы сможем воспитать поколение таких госслужащих, привлекать именно таких людей, которые являются внутренне мотивированными профессионалами, уважающими историю своей страны и разделяющими ценности служения, то мы справимся с любыми вызовами.

Каковы, по Вашему мнению, главные изменения, которые необходимо внести в образовательные программы, чтобы подготовить молодых специалистов к современным реалиям государственной службы?

Мы должны учить молодых специалистов не только теории, но и практике, давать им возможность работать в реальных условиях, решать сложные задачи и учиться на своих ошибках.
Годовая образовательная программа в реальных проектах с последующим трудоустройством в регионах Дальнего Востока
© АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», НКО «Фонд развития социальных инициатив» 2022-2025.
Связаться с нами
Cформулируйте Ваш запрос. Оставьте контактные данные, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.