07.11.2024
Какова ключевая цель восточного направления в программе МА2030? Из каких блоков оно состоит? Что в приоритете и почему?
Ключевой целью восточного блока программы «Муравьев-Амурский 2030» является подготовка государственных кадров и будущих госслужащих к работе с самым широким спектром стран Азии, прежде всего Китая и стран Юго-Восточной Азии. Сегодня именно это направление является приоритетным для развития международных отношений, региональной торговли, для развития взаимодействия в области, науки, образования, обмена технологиями и так далее. Как следствие, нам необходимо хорошо понимать, каким образом строится государственная политика, например, в Китае, как воспитываются государственные служащие, какими знаниями они заряжены, как вообще развивается китайская и азиатская экономика, перед какими вызовами она стоит, в каких сферах мы можем сотрудничать и каким образом, как поддержать инвестиционное и гуманитарное сотрудничество. То есть речь идет именно о постижении глубоких технологий взаимодействия со странами Азии, в том числе в сфере государственного и муниципального управления, развития городов, развития поселений и регионов, социальной поддержки, поддержки бизнеса и предпринимательства, сочетания интересов государства и частного бизнеса. В этом смысле понимание психологии соседа, его политики является крайне важным для курсантов. Поэтому сам по себе блок подготовки состоит из нескольких частей. Во-первых, это, конечно, система управления Китаем, подготовка государственных и муниципальных служащих, система международных связей Китая и азиатских стран. Во-вторых, это система поддержки бизнеса и предпринимательства. В-третьих, это система межкультурной коммуникации, умение налаживать формальные и неформальные контакты в пользу российских регионов. Наконец, это знакомство с практикой управления непосредственно в Китае.
Какие вызовы стоят между Россией и Китаем?
Сегодня перед Россией и Китаем стоит множество совместных вызовов. Их можно разделить условно на три крупных группы. Во-первых, это, конечно, политические вызовы, поскольку и Россия, и Китай выступают за многополярность, однако многие другие страны, формально поддерживая этот тезис, не хотят активно участвовать в политических дебатах. И в этом смысле и Россия, и Китай и в политическом в экономическом смысле вырабатывают совместные ориентиры и совместные глобальные стимулы для того, чтобы привлечь к этой идее как можно большее число стран. Эффективность развития многополярности зависит прежде всего от эффективности развития институтов в этих странах, в том числе и институтов государственных служб. Во-вторых, и Россия и Китай подвергаются чрезвычайному давлению со стороны США и их союзников. В Азии, в том числе и в Северной, и в Восточной Азии, создаются новые военные блоки. Это угрожает безопасности и стабильности и России, и Китая. И в этом смысле наши чаяния на возвращение к стабильности, к «новой нормальности» совпадают. Не случайно Россия и Китай активно сотрудничают в области безопасности, в том числе и военной безопасности, кибербезопасности, пищевой безопасности, совместно работают в БРИКС, ШОС и других организациях. В области экономики Россия и Китай стремятся к открытости своих рынков. Здесь, конечно, ситуация между нашими странами не одинаковая. Российский рынок почти в 10 раз меньше, чем китайский, если судить по объемам. Однако не только Россия подвергается чрезвычайной изоляционной политике, но и Китай, напрмер, китайские компании не пускают на рынки многих стран, в том числе и США, Европы, Австралии, Новой Зеландии, ограничивают технологический экспорт. И Китай уже в течение многих лет теряет очень большие средства из-за такой изоляционной политики. Как противовес экономические связи между Россией и Китаем, несмотря на многие сложности, только расширяются. И даже сейчас, когда Китай крайне аккуратно пытается избежать вторичных у нас за первую половину нынешнего года товарооборот вырос почти на 4,5%, а у ряда приграничных районов – на 20-25%. И при этом российская продукция стала значительно активнее выходить на китайский рынок, в том числе продукция агропромышленного комплекса, а некоторые российские косметические и агрокомпании открыли свои офисы в Китае, и даже компании биофармы начали работать в Шанхае, за нынешний год между Россией и Китаем прошло несколько крупных инвестиционных форумов, в том числе во Владивостоке, Благовещенске, Харбине, Шэньяне, поддержанных государствами. И даже в нынешних непростых условиях экономическое сотрудничество расширяется. Однако нам надо значительно шире взаимодействовать в области инновационных технологий, научных открытий, то есть в области любых прорывных направлений, которые будут определять облик и России, и Китая в ближайшие десятилетия. Наконец, в гуманитарном сотрудничестве, в том числе в совместной подготовке кадров, мы должны активнее сотрудничать в плане тщательного изучения тенденций развития друг друга.
Другим вызовом является расширение информационной повестки, предоставления более качественных сведений друг о друге. Поразительным образом, даже сегодня, после уже нескольких лет переориентации российской политики на восток, мы встречаем и в публикациях, и даже в некоторых экспертных заключениях грубейшие ошибки по отношению к Китаю. Существует масса слухов, манипуляций общественным мнением. неправильных оценок развития российско-китайской ситуации и, честно говоря, откровенной профанации. К сожалению, и с китайской стороны есть немало таких же огрехов. Поэтому сейчас наша задача заключается в том, чтобы воспитать новое поколение кадров, которые хорошо знают национальные традиции, политику, экономику и историю друг друга, к тому же свободно говорят на языках друг друга. И в этом смысле Россия прилагает огромное усилие для переподготовки кадров. Мы очень надеемся, что и Китай будет активно участвовать в такой же переподготовке.
На какие страны АТР вы рекомендуете еще обратить внимание и по чему?
Китай, безусловно, является и будет еще на десятилетия оставаться нашим основным торговым и политическим партнером. Однако диверсификация выхода на азиатские рынки является, пожалуй, одним из основных звеньев нынешнего расширения российского влияния на страны Азии. Во-первых, надо внимательно смотреть на страны Юго-Восточной Азии, которые предлагают очень много интересных инициатив для взаимодействия. Прежде всего, это страны с активно развивающейся экономикой – Вьетнам и Малайзия. Это страны с молодым хорошо образованным населением, которое активно хочет участвовать во взаимодействии с другими странами, а сами эти страны представляет очень много стимулирующих мер для входа на свои рынки. Другой интерес может представлять Индонезия как страна с огромным населением, самая большая страна в Юго-Восточной Азии. Здесь большие перспективы в области энергетики, безопасности, обеспечения продовольствием, инфраструктуры, прежде всего железных дорог. Не надо забывать также и о «малых странах» Юго-Восточной Азии, которые могут являться надежными политическими союзниками России, это прежде всего Мьянма, Лаос и Камбоджа. Часто Таиланд рассматривают исключительно как туристическое направление, что не совсем правильно. А это сегодня один из ведущих рынков по разработке новых технологий, в том числе и, например, электромобилей. Таиланд развивает систему медицинского туризма, систему переподготовки кадров, и здесь уже у России и у Таиланда есть существенные наработки взаимодействия в этой области. Наконец, довольно сложная для работы Индия, которая, с одной стороны, является традиционным объектом интереса для России, с другой стороны, из-за особенностей ее политической структуры, несколько рыхлой и неравномерной экономики, представляет собой очень серьезный политический и торговый интерес. Не случайно Индия и Россия активно сотрудничают и в БРИКС, и в ШОС.
Что нужно знать и какими навыками обладать управленцам в международной повестке?
Когда мы говорим о необходимых навыках для работы с Азией, я бы перечислил их приоритет в следующем порядке. Во-первых, это очень глубокое понимание национальных традиций. Речь идет не только об истории или, например, о классической литературе, но о том, как действует сознание наших азиатских соседей, как оно реагирует на вызовы, какими словами можно невзначай обидеть, а какими, наоборот, поддержать наших партнеров. Надо хорошо понимать, как строятся отношения в азиатском обществе, понимать, как устроены экономические, политические, финансовые элиты и с кем имеет смысл общаться прежде всего. Теоретические знания в этой области по-прежнему имеют большое значение, но главное понимать, как их применять на практике. С этим, кстати говоря, связана и заметная перестройка российского востоковедения, которое из науки теоретической, кабинетной, постепенно превращается в очень мощный рычаг поддержки взаимодействия со странами Азии. На второе месте я бы поставил важное понимание того, как строятся отношения между азиатскими странами. Иногда, к сожалению, наши и региональные р чиновники, и бизнесмены говорят об Азии или об отдельно взятом Китае как о единой массе. Это совсем не так. Региональные культуры и элиты играют огромное значение. К тому же есть очень много противоречий между странами Юго-Восточной Азии, хотя они входят в единый блок Азии. Есть тонкости отношений между Индией и Китаем, между Китаем и некоторыми странами АСЕАН, - все это надо учитывать при выстраивании диалога. В-третьих, надо хорошо понимать, какие стимулы для развития бизнеса предоставляют эти страны. Практически все они создали различные специальные экономические зоны, и с большим энтузиазмом приглашают к работе в них иностранцев, в том числе и россиян. Некоторые зоны хорошо развиты, являются очень надежными, другие же, наоборот, являются молодыми, и где кроме деклараций ничего нет. Но азиатский рынок меняется очень быстро, отслеживание малейших изменений в тенденциях развития различных азиатских регионов является залогом успеха, в том числе и продвижения российского бизнеса в эти страны. Плюс к этому надо хорошо понимать как строится инвестиционная политика из Азии в Россию. Сегодня мы часто говорим о привлечении инвестиций, прежде всего, из Китая, из Индии, возможно, из Малайзии в Россию. Но при этом очень мало людей понимают, как внутри самих этих стран строится внешняя инвестиционная и каким образом можно выиграть гонку за инвестиции. Мы должны понимать, что в реальности мы соревнуемся с другими азиатскими странами за привлечение инвестиций из Китая, ведь китайский бизнесмен будет выбирать между инвестицией в Россию, в Малайзию, в Индонезию, в Сингапур или, например, в Индию. И здесь нам надо предоставить более привлекательные условия, более привлекательный бизнес-климат. Ну и самое главное, конечно же, предоставлять государственные региональные гарантии для любых крупных инвестиций из этих стран в Россию. Ну и, наконец, последнее, хотя далеко и не самое маловажное, это умение правильно проводить переговоры, правильное общение, это умение вести диалог, правильно разговаривать с собеседником и за столом переговоров, и за столом в ресторане. А поэтому обрастание связями является одним из залогов того, что наши нынешние региональные госслужащие так или иначе в конце концов станут использовать эти связи для расширения взаимодействия с азиатскими партнерами.
В чем на ваш взгляд базовое отличие моделей госуправления в РФ и Китае?
На самом деле модели госуправления в России и в Китае очень схожи. Прежде всего в обеих странах во главе всей конструкции стоит именно государство, которое контролирует большинство процессов. И подготовка кадров для государственного управления и в России, и в Китае занимает важнейшую роль. Однако надо понимать, что в Китае есть как минимум «двойная колея» или двойная система управления. То есть рядом с хозяйственными чиновниками всегда есть партийные чиновники. И главное финализированное решение всегда принимает партийная линия. Эти чиновники связаны между собой, они сотрудничают и на самом деле между ними есть четкое разделение обязанностей. Партийная линия чиновников следит прежде всего за выполнением ключевых решений, которые были приняты ЦК КПК по всем экономическим вопросам, политическим вопросам, а также за тем, чтобы всегда тщательно соблюдалась идеологическая составляющая в любом процессе. При этом чиновник, который занимается вопросами хозяйственного управления, является исполнителем и должен реализовывать экономические планы. Например, в любой провинции есть отдельно партийная канцелярия по международной торговле, и есть министерство торговли, которое отвечает непосредственно за реализацию этих планов. И в этом смысле одна структура всегда контролирует другую. В этом заметное различие между российской и китайской системой управления. Плюс к этому надо понимать, что часто даже незначительное решение принимается исключительно на высоком уровне. И на базовом уровне многие чиновники и партийные, и хозяйственные не берут на себя ответственность самостоятельно принимать решения по ключевым вопросам, например, сотрудничать по тем или иным направлениям с предприятиями в России. Обычно, когда российские бизнесмены ведут переговоры с китайскими предприятиями, подавляющее большинство китайских предприятий в реальности действительно хочет развивать сотрудничество. Однако затем вопрос уходит на решение чиновничьего аппарата либо на уровне уезда, либо провинции, либо города, а иногда поднимается на уровень ЦК партии. Решение принимается очень медленно или не принимается вовсе. Вместе с этим, Россия и Китай схожи в том, что существует постоянная системой контроля над чиновниками, в том числе на их состоянием сознания и лояльностью государству, над коррупционной составляющей. В Китае существует множество школа партийного и хозяйственного актива, такая школа есть практически в каждом городе и в каждой провинции. Мы можем заметить, что за последние несколько лет качество государственных чиновников в Китае заметно повысилось.
Чем отличается российский чиновник от китайского?
На самом деле различий между чиновниками не так уж и много. И те, и другие должны служить государству, и те, и другие включены в очень жесткую систему иерархии и контроля. В Китае решение проходит множество согласований, а большинство чиновников боятся просто брать на себя ответственность, и часто. передают вопрос наверх. Партийный и хозяйственный чиновничий аппарат в Китае очень бюрократизирован. С этим сталкиваются многие иностранцы, когда приезжают в Китай, и удивляются, почему по каждому вопросу идет так много собраний, почему на, казалось бы, вполне деловых, прикладных заседаниях постоянно произносятся, пустые лозунги, почему практически любая встреча похожа на партсобрание. В Китае принято постоянно оперировать чеканными партийными формулировками – в основе всего лежит и идеологическая составляющая. И хотя действительно и в России мы тоже часто цитируем государственных лидеров, все же такого количества цитат, например, из произведений Си Цзиньпина, из решений ЦК партии или Госсовета КНР, как в Китае, вы не встретите.
Пожелания курсантам.
Что хотелось бы пожелать курсантам программы? Прежде всего, достичь очень ясного, четкого понимания того, что работая со странами Азии, мы работаем со своим будущим. Как следствие, надо весьма тщательно прорабатывать все темы, которые связаны с этим вопросом. Во-вторых, надо смотреть не только на Китай, но значительно шире, потому что Россия заметно диверсифицирует свои связи, и сегодня большую важность приобретает не только Китай, но Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Индия и даже Северная Корея. В-третьих, хотелось бы пожелать огромного терпения и любознательности в отношении тех стран, с которыми мы работаем. Ни в коем случае не надо воспринимать наших партнеров-чиновников на той стороне каких-то неживых механизмов, которые лишь пытаются протолкнуть своей страны. С ними надо учиться беседовать по-человечески, надо уметь налаживать неформальное общение, надо обрастать связи. И в этом смысле главное пожелание – это опыт, терпение и связи.