Ольга, что такое «хакинг компетенций» и как родилось это понятие?
Плотно занимаясь обучением и развитием топ-менеджеров в корпоративном и государственном секторах, мы с Романом Кукшиновым, моим коллегой и соратником, много работали с так называемыми бизнес-кейсами, описывающими решение различных сложных управленческих задач. Это довольно распространенный метод обучения на чужом опыте. Только проблема была в том, что опыт, как таковой, там никак не вскрывался. Было много информации об исходных условиях, о решении проблемы, о полученных результатах, но о самом главном: каким образом герой кейса искал и разрабатывал это решение – ни слова! А ведь в самом процессе поиска и находится ядро нашего профессионального опыта. Именно на эти действия и инструменты мы опираемся при движении вперед. Иногда они же могут служить и ограничителями, когда мы сталкиваемся с задачами, значительно превышающими наши текущие возможности.
Думая над этим, мы решили провести исследование, проинтервьюировав множество управленцев высшего звена из государственного и корпоративного секторов. Нашей задачей было восстановить цепочку событий, происходивших с ними, когда они принимали те или иные важные решения. Анализ этих событий стал непростой задачей для управленцев – слишком многое было забыто, так как считалось неважным. Вместе с этим удалось прийти к ряду любопытных выводов:
• практически каждая серьезная деятельность (профессия, должность и т.п.) позволяет накопить набор способов действия, которые мы используем в дальнейшем при работе со схожими проблемами;
• эти действия, доведенные до автоматизма, перестают нами замечаться и переходят в разряд «профессиональной интуиции» - довольно опасного заблуждения управленцев о собственном способе принятия решений. Все просто – любое автоматическое действие сложно контролировать и в результате приходится сталкиваться с ситуацией, когда эти действия не позволяют нам решить проблему в привычном режиме, а понять, что же не сработало, не представляется возможным;
• таким образом, ловушка захлопывается – человек упорно продолжает пытаться решить задачу и не понимает, что не так: раньше же получалось! Судорожно выбирает и посещает множество курсов и обучающих программ, а результата нет. Он по-прежнему не может справиться с проблемой большего, чем раньше масштаба. Так и ломаются карьеры и замедляется профессиональный рост. А ведь эту задачку можно решить, прекратив погоню за чужими знаниями и «взломав» собственный уникальный опыт.
Опираясь на эти выводы, мы разработали специальную методику «взламывания» опыта (назвав его «хакинг компетенций»), позволяющую управленцу достаточно глубоко отрефлексировать свои основные (мы называем их опорными) действия в тех или иных ситуациях развития и определить инструменты, которые за этими действиями стоят.
Это понимание дает возможность определить свои опорные компетенции, т.е. за счет чего ранее мы решали проблемы, а также понять, где лежат границы их применения или когда на них уже нельзя будет опереться в решении задач большего масштаба и сложности.
Такое знание дает нам возможность заранее подготовить себя к выходу на новый уровень деятельности, так как дает инструменты «пересборки» себя под новые масштабы, а также позволяет содержательно делиться своим опытом с другими (например, со своей командой).